Отмена лицензий по посредничеству в трудоустройстве за границей и внедрение деклараций
Сообщаем о принятии Верховной Радой проекта Закона о защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством в трудоустройстве за рубежом (далее – Закон), которым отменяется требование по наличию лицензии из посредничества в трудоустройстве за рубежом и вводится вместо этого Декларация о ведении хозяйственной деятельности в сфере посредничества в трудоустройстве за границей. В настоящее время законопроект направлен на подпись Президенту.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА
По мнению авторов Закона, лицензия по посредничеству в трудоустройстве за рубежом не работает должным образом, и не защищает украинских рабочих. В качестве примера приводится выдача 1,7 млн приглашений на работу украинским гражданам в Польше в 2017 году, при этом только 12 400 граждан выехали работать через лицензированные компании.
Авторы Закона считают, что отмена лицензий, внедрение так называемых «уведомительных лицензий» в виде деклараций и значительное повышение штрафов за нарушение законодательства в сфере посредничества в трудоустройстве существенно уменьшит случаи мошенничества, когда недобросовестные бизнесмены зарабатывают на том, что берут деньги за вакансию с соискателей, не предоставляя при этом услуги.
Законотворцы отдельно подчеркивают запрет взыскания с граждан любых гонораров, комиссионных, вознаграждений, других видов оплаты услуг по посредничеству в трудоустройстве в Украине или за рубежом, внедряемый Законом. Хотя такой запрет уже был введен в прошлом году Законом Украины № 2623-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины о применении труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине и предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом», о чем мы уже сообщали.
Все это должно, по плану авторов Закона, привести к постепенной легализации рынка международного трудоустройства и прозрачной работы бизнеса.
СРОКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА
Обращаем внимание, что Закон вступает в силу только через 6 месяцев со дня опубликования. Учитывая, что Закон направлен на подпись Президенту, то в случае его подписи Президентом, Закон вступит в силу не ранее начала октября 2023 года.
При этом те компании, которые до вступления в силу Закона получили лицензию из посредничества в трудоустройстве за рубежом, могут продолжать деятельность по лицензии еще в течение 6 месяцев с даты вступления Закона в силу. Ориентировочно – к началу апреля 2024 года. После истечения этого срока лицензии утрачивают силу.
Таким образом, компании, имеющие лицензию на посредничество в трудоустройстве за рубежом и желающие продолжать деятельность, должны в период с октября 2023 по апрель 2024 года подать декларацию о осуществлении хозяйственной деятельности в сфере посредничества в трудоустройстве за рубежом и быть включены в Перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом (далее – Перечень).
Перечень формируется и ведется Министерством экономики Украины. Предусмотрено, что порядок ведения Перечня будет определен Кабинетом Министров Украины в течение шести месяцев со дня официального опубликования Закона.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Законом предусматривается включение в Перечень в течение 10 рабочих дней с даты представления декларации о ведении хозяйственной деятельности в сфере посредничества в трудоустройстве за рубежом, если не предоставлен обоснованный отказ во включении в такой перечень.
Непосредственно в самой декларации указывается информация о регистрации субъекта хозяйствования, его руководителе, адресе и о заключенном внешнеэкономическом договоре (контракте).
При этом Законом предусмотрено, что для подачи декларации необходимо:
-
быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке по виду экономической деятельности по посредничеству в трудоустройстве;
-
иметь заключенный с иностранным работодателем внешнеэкономический договор (контракт) о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве, поиске и подборе работников;
-
иметь регистрационные документы иностранного субъекта хозяйствования – работодателя в государстве местонахождения.
Декларант обязан предоставить гражданину до выезда для трудоустройства за границей под подпись:
-
информацию в письменной форме о правах и гарантиях, которые ему предоставляются по трудовому договору (контракту), предусмотренные законодательством Украины и законодательством государства местонахождения работодателя;
-
контактные данные консульских учреждений Украины в государстве пребывания;
-
проект трудового договора (контракта), заверенный иностранным работодателем.
При этом при предоставлении посреднических услуг морякам и рыбакам декларант дополнительно обязан проверять:
-
квалификацию, необходимую для выполнения работ, заявленных судовладельцем;
-
документы, подтверждающие квалификацию.
Напоминаем, что по действующим Лицензионным условиям проверять нужно только документы, подтверждающие квалификацию.
Дополнительно вводится обязательность получения от трудоустраиваемого за рубежом работника, согласия на получение информации о состоянии его здоровья и исключительно в случаях, когда получение такой информации связано непосредственно с требованиями к конкретной профессии, виду деятельности.
ОТЧЕТНОСТЬ И ПРОВЕРКИ
Законом предусмотрено, что декларанты обязаны представлять в Министерство экономики Украины отчетность об осуществлении деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом.
Непредставление такой отчетности в течение 3 отчетных периодов является основанием для исключения декларанта из Перечня.
Предусмотрено, что порядок, форма и сроки предоставления такой отчетности утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Пока Кабинетом Министров еще не внедрен такой порядок.
Закон предусматривает, что проверки в виде инспекционного посещения Государственной службы Украины по вопросам труда (Гоструда) могут проводиться по результатам анализа информации, полученной из медиа, других источников. При этом невозможность проведения проверки в течение полугода (причины невозможности проверки Законом не очерчены) ведет к исключению декларанта из Перечня.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Вводится штраф за осуществление деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом без включения в перечень субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. На сегодняшний день это 134 000 грн. Этот штраф будет налагаться на юридических лиц и частных предпринимателей в порядке ч. 3 ст. 53 Закона о занятости.
Закон также вносит новую статью 16628 в Кодекс Украины об административных правонарушениях, вводящей ответственность за осуществление деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом без включения в перечень субъектов хозяйствования в виде штрафа на должностных лиц от 119 000 до 136 000 грн.
Повторное в течение года совершение нарушения предусматривает наложение штрафа от 136 000 до 170 000 грн.
Взыскание с граждан любых гонораров, комиссионных, вознаграждений, других видов оплаты услуг по посредничеству в трудоустройстве в Украине или за рубежом – по Закону влечет наложение штрафа на должностных лиц 59 500 до 68 000 грн. Эти штрафы будут налагаться на должностных лиц компании в порядке привлечения к административной ответственности. Фиксацию правонарушений путем составления протоколов будут производить инспекторы Гоструда и его территориальных подразделений, а принимать решение о наложении административного взыскания будут районные (горрайонные), городские суды.
ВЫВОДЫ
На сегодняшний день из требований Закона уже усматривается гораздо упрощенный процесс получения разрешения на проведение деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом – путем подачи декларации.
Сейчас уже можно заметить, что хотя и документы не представляются в орган декларирования, они должны быть у декларанта при проверке. При этом основания для проведения проверок расширены.
То есть процесс проверки субъекта хозяйствования на соответствие законодательству по посредничеству при трудоустройстве за границей перенесен с момента получения разрешительного документа на время проведения проверки субъекта хозяйствования, что требует более тщательно готовиться к проверкам.
Вместе с тем, на сегодняшний день, учитывая отсутствие соответствующего подзаконного нормативно-правового акта Кабинета Министров Украины, который должен урегулировать порядок ведения Перечня, представления отчетности, ведения учета и представления декларации, еще невозможно окончательно определить, насколько изменился перечень документов, которые должны храниться у декларанта.