Generic selectors
Тільки точні збіги
Введіть пошуковий запрос
Пошук у змісті
Post Type Selectors

Фиксирование и возмещение ущерба, причиненного в результате военных действий субъектам хозяйствования

На протяжении всего периода с начала военной агрессии Российской Федерации против Украины мы продолжаем следить за изменениями в законодательстве и актуальными вопросами, которые могут возникнуть перед нашими клиентами.

Сейчас в некоторых регионах Украины возникают вопросы потенциального фиксирования и возмещения ущерба, нанесенного в результате военных действий, в частности, вследствие потенциального уничтожения или повреждения имущества предприятий.

КТО И ПО КАКОЙ ПРОЦЕДУРЕ ОБЯЗАН КОМПЕНСИРОВАТЬ УБЫТКИ, ПРИЧИНЕННЫЕ ВОЕННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?

Прежде всего следует отметить, что в соответствии с международной Конвенцией о законах и обычаях войны на суше, запрещается уничтожение или захват имущества без военной на то необходимости.

Вместе с тем, по состоянию на сегодняшний день ни на международном уровне, ни в национальном законодательстве Украины не предусмотрены единые и однозначные специальные правила по компенсации ущерба, причиненного субъектам хозяйствования вследствие уничтожения имущества в ходе военных действий, в частности, не определено, кто именно должен возмещать такие убытки, по какой процедуре и какой судебный орган уполномочен рассматривать такие споры.

В украинских судах иски против иностранных государств (в частности, РФ) могут рассматриваться исключительно с согласия компетентных органов такого иностранного государства (ст. 79 Закона Украины “О международном частном праве”).

Сугубо с теоретической точки зрения, иски отдельных субъектов хозяйствования о возмещении ущерба против Правительства РФ потенциально могут рассматриваться в судебных органах самой РФ, но по состоянию на сегодняшний день такой сценарий представляется крайне маловероятным.

Еще одним потенциально возможным механизмом возмещения ущерба может служить подача иска против РФ в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Вместе с тем, в отношении этого механизма следует учитывать следующие аспекты:

* Базовый принцип Европейской конвенции по правам человека, на основании которой осуществляет свое правосудие ЕСПЧ, заключается в том, что иск подается к стране, осуществляющей юрисдикцию на соответствующей территории.

То есть, по общему правилу, если права были нарушены на территории Украины, то иск должен быть подан к Украине. Но, с другой стороны, в ситуации военной агрессии РФ на территории Украины очевидно отсутствие вины Украины в причинении ущерба.

Поэтому в практике ЕСПЧ есть определенные исключения относительно ситуаций вооруженных конфликтов, но в этом она не однозначна: есть случаи, когда виновной признавали страну-агрессора, но есть и противоположная практика.

Так, например, в 2015 году Украина на уровне Верховной Рады сделала заявление об отступлении от Конвенции и невозможности осуществлять полную юрисдикцию в зоне АТО, о чем сообщила в многочисленные международные организации. С того момента этот отказ упростил заявителям обоснование определения РФ как ответчика, фактически осуществляющего юрисдикцию в зоне АТО.

В ситуации, которая касается сегодняшней войны, Украина пока не приняла официальных актов по определению захваченных с 24 февраля территорий хотя бы временно оккупированными, не сделала официальных заявлений об отказе от юрисдикции в отношении каких-либо территорий и т.д.

Таким образом, на сегодняшний день при подаче иска в ЕСПЧ существует определенный риск отказа, связанный со сложностями определения РФ как ответчика, который осуществлял эффективный контроль над соответствующей территорией, где произошло событие.

* Также по общему правилу, обращению с иском в ЕСПЧ должно предшествовать прохождение всех судебных инстанций на национальном уровне в стране ответчика. Но в случаях исков к государству-агрессору, ЕСПЧ на практике часто делает исключения и принимает иски без прохождения национальных судов при условии детального обоснования невозможности и неэффективности обращения в суд в стране агрессора. Но в таком случае иск в ЕСПЧ должен быть подан не позднее чем через 4 месяца с даты причинения ущерба имуществу.

Следует также учитывать, что в связи с исключением РФ из состава Совета Европы, 22 марта 2022 года ЕСПЧ приняла резолюцию, согласно которой Россия перестает быть участницей Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября 2022 года. Это значит, что ЕСПЧ сможет принимать и рассматривать заявления против РФ исключительно по поводу нарушений, которые имели место до 16 сентября 2022 года.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день специальный законодательный механизм возмещения ущерба, причиненного вследствие уничтожения или повреждения имущества предприятий в ходе военной агрессии РФ на территории Украины, отсутствует. Впрочем, такой механизм может быть утвержден в будущем.

В свете всего вышеизложенного, на данный момент важным аспектом защиты прав и интересов бизнеса в условиях ведения боевых действий является разработка алгоритма и процедуры документальной фиксации фактов повреждения или уничтожения имущества в результате военной агрессии РФ, которые в будущем могут быть использованы в процессе возмещения ущерба, нанесенного таким повреждением или уничтожением.

КАБМИН УТВЕРДИЛ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ ВОЕННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, КОТОРЫЙ ПОКА НЕ РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ

20.03.2022 г. Кабмин своим Постановлением № 326 утвердил Порядок определения ущерба и убытков, причиненных Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации1.

Настоящий Порядок не регулирует вопросы процедуры возмещения указанных убытков, а призван лишь урегулировать процедуру их определения, что в дальнейшем потенциально можно будет использовать для доказывания факта убытков с целью их возмещения.

В частности, указанный Порядок определяет в качестве одного из направлений таких убытков экономические потери предприятий всех форм собственности вследствие уничтожения и повреждения их имущества, а также упущенную выгоду от невозможности или препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе потери от неоплаченных товаров, работ и услуг, предоставленных/потребленных на временно оккупированных территориях.

Ответственными за централизованное определение таких убытков, согласно Порядку, являются соответствующие областные государственные (военные) администрации.

Впрочем, согласно указанному Порядку, определение таких убытков должно происходить на основании специальной методики, которая на сегодняшний день пока отсутствует, но должна быть утверждена общим приказом Минэкономики и Фонда государственного имущества, по согласованию с Минреинтеграции.

Таким образом, сегодня указанный Порядок на практике пока не работает, но, возможно, заработает в ближайшем будущем.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АЛГОРИТМУ ФИКСАЦИИ ФАКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

С учетом всего вышеизложенного, в условиях отсутствия четкого законодательного регулирования, на наш взгляд, основанный на общих требованиях законодательства и практических аспектах, в случае повреждения или уничтожения имущества предприятия в результате боевых действий, рекомендованным на сегодняшний день является следующий алгоритм:

1. Обратиться в органы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС)

Указанный орган не только устраняет пожары и аварии, но также и их последствия и обезвреживает боеприпасы. По результатам своих действий, ГСЧС составляет соответствующий акт, копию которого предприятию целесообразно получить и хранить.

2. Обратиться в полицию

Органы национальной полиции рассматривают заявление о совершении преступления, фиксируют факты, производят осмотр места происшествия и открывают производство по уголовному делу (в частности, по статье 438 Уголовного кодекса Украины – «Нарушение обычаев войны»).

По результатам обращения, органы национальной полиции предоставляют извлечение из ЕРДР, которую предприятию целесообразно хранить.

3. Максимально зафиксировать и задокументировать причиненные разрушения/повреждения силами предприятия, в частности:

3.1. Самостоятельно составить соответствующий акт уничтожения/повреждения имущества с фотофиксацией, привязками к местности и схемами. К составлению (подписанию) этого акта целесообразно привлечь не только работников предприятия, но и независимых свидетелей, представителей органов государственной власти (военной администрации), местного самоуправления.

3.2. Создать приказом по предприятию специальную инвентаризационную комиссию, которой будет поручено проведение инвентаризации для установления факта уничтожения/повреждения основных средств и товарно-материальных ценностей предприятия (для последующего отражения в финансовой отчетности). Результаты работы комиссии должны максимально фиксироваться протоколами, приказами, докладными записками и т.д.

3.3. Обеспечить поиск и хранение максимального количества публикаций в СМИ, подтверждающих соответствующее событие, которое привело к уничтожению/повреждению имущества предприятия.

3.4. Тщательно хранить все вышеприведенные документы и доказательства, вместе с правоустанавливающими документами на уничтоженные/уничтоженные активы предприятия.

4. Опционально (и при наличии такой возможности) можно также дополнительно заказать проведение оценки размера нанесенного ущерба профессиональным оценщиком

Вышеуказанные рекомендации являются базовыми и могут дополняться в соответствии с типом поврежденного объекта (например, получением отчета об обследовании технического состояния здания), по мере внедрения новых законодательных процедур (национальных или международных), экономической отрасли предприятия, или дополнительными мероприятиями в конкретных случаях.

1 https://ips.ligazakon.net/document/view/KP220326?an=1