Изменения в Налоговом кодексе
08.08.2020 г. вступил в силу Закон № 786-IX, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс1.
Ожидалось, что этот Закон продлит срок вступления в силу правила о налогообложении КИК (контролируемых иностранных компаний), а также внесёт другие значительные изменения в Налоговый кодекс.
Однако в финальной редакции Закона нашли отражение лишь некоторые нюансы налогообложения, не оказывающие принципиального влияния на реформу, воплощённую в Законе № 466-IX («О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве).
Рассмотрим их:
1. На платежи, приравненные к дивидендам (это платежи юридического лица в пользу его учредителя или участника в связи с распределением чистой прибыли (ее части), указанные в пункте 14.1.49 (а в редакции Кодекса, которая вступит в силу с 2021 года, еще и платежи за корпоративные права, суммы занижения стоимости товаров (работ, услуг) и т.д.), не распространяется правило уплаты авансового взноса.
По общему правилу: при выплате дивидендов в пользу своего учредителя украинская компания должна внести авансовый платёж по налогу на прибыль.
Закон № 786-IX уточнил, что данное правило не касается тех выплат, которые не являются дивидендами в прямом смысле этого слова, но приравниваются к дивидендам в силу того, что имеют черты замаскированного распределения прибыли. Такие выплаты должны облагаться налогом по ставкам как дивиденды, однако, авансовый платёж по ним платиться не должен (об этом говорит новый пункт 57.11.7 Налогового кодекса).
2. Освобождение от налогов доходов от ликвидации КИК (контролируемых иностранных компаний) действует до конца 2021 года, при этом само вступление в силу правила налогообложения КИК не перенесено на 2022 год, как планировалось.
Предложенная в законопроекте норма о том, чтобы облагать доходы КИК, начиная с 2022 года (а не с 2021), была отклонена при голосовании.
То есть, информация о КИК уже за 2021 год должна будет подаваться в налоговые органы в 2022 году вместе с отчётом контролёра (украинца либо украинской компании, которые являются бенефициарами КИК); и доходы КИК уже за 2021 год должны будут включаться в декларацию контролёра.
Однако сохраняется возможность ликвидировать КИК с освобождением от налогов тех доходов, которые будут получены украинским бенефициаром в результате ликвидации КИКа – при условии, что ликвидация КИК началась не раньше 2020 года и закончилась не позже, чем в 2021 году (пункт 14 подраздела 1 Переходных положений).
Нужно отметить, что допущена некоторая коллизия между этим новым пунктом и теми положениями о сроках ликвидации КИК, которые вступят в силу в 2021 году по Закону № 466-IX. Для устранения коллизии необходимо внести некоторые уточнения в пункт 170.131 Закона № 466-IX что, надо полагать, будет сделано до конца 2021 года.
3. Актуализирована нормативная база для бесперебойного функционирования электронного кабинета налогоплательщика + с 2021 года физическим лицам—предпринимателям разрешили вести учёт доходов и расходов без стандартизированной Книги учёта доходов и расходов (можно вести учёт в бумажной форме, можно через электронный кабинет).
Уточнены нормы, которые касаются электронного кабинета налогоплательщика, предусмотрено, что будет разработан специальный порядок функционирования такого кабинета (пункт 14.1.562). Пункт 177.10 Налогового кодекса в новой редакции предусматривает, что физические лица предприниматели обязаны вести учёт доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара.
С 2021 года учёт доходов и расходов можно вести в бумажном и/или электронном виде, в том числе, через электронный кабинет. При этом, предусмотрено, что типовые формы, по которым будут вести учёт доходов и расходов, будет определён ГФС (то есть, Книги учёта доходов и расходов как бы отменили, но вероятнее всего будут утверждены новые стандартизованные формы).