Generic selectors
Только точные совпадения
Введите поисковый запрос
Поиск в содержании
Post Type Selectors

Закон об административной процедуре = клиентоориентированность чиновников

Сообщаем о том, что 15.06.2022 г. был официально опубликован Закон Украины «Об административной процедуре» (далее – Закон), принятый Верховной Радой еще 17.02.2022 г.

Новый Закон реформирует выполнение органами исполнительной власти и местного самоуправления (далее вместе – орган власти) административных функций:

— по предоставлению административных услуг (предоставляемых как непосредственно органами власти, так и через ЦНАП или ДИЮ), то есть функций по выдаче разрешительных и других документов по заявлению физических и юридических лиц;

— других функций, результатом которых является принятие решения, направленного на приобретение, изменение, прекращение или реализацию прав и/или обязанностей лица (выдачи предписаний и санкций по результатам проверок, рассмотрения жалоб лиц и т.д.)1.

В целом Закон как единый унифицированный акт максимально полно и подробно описывает все процедуры, возникающие при выполнении органами власти вышеперечисленных административных функций: начиная от порядка и сроков уведомления лица о рассмотрении его вопроса органом власти, заканчивая порядком исполнения решения, принятого органом власти.

При этом следует учитывать, что на сегодняшний день у каждого органа власти существуют собственные процедуры выполнения административных функций, утвержденные на уровне Кабмина, министерства или другого органа исполнительной власти. Целью же нового Закона как раз и является приведение их в единообразие, установление единых стандартов, правил и процедур, которые будут регулировать административную деятельность большинства органов власти.

Так же, как и с принятием Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», который дал старт приведению к единым стандартам порядков осуществления проверок многих органов власти, новый Закон должен быть имплементирован на уровне подзаконных актов отдельных органов власти, которые регулируют предоставление административных услуг, осуществление мероприятий по окончании проверок (наложение санкций, обжалование результатов) и т.д.

Учитывая необходимость внесения изменений в большое количество документов, которые сегодня регулируют административные процедуры разных органов власти, большинство положений нового Закона вступят в силу только через полтора года – 15.12.2023. Без имплементации его положений на практике будут возникать конфликты по поводу противоречий между новым Законом и существующими до его принятия процедурами.

Так, новый Закон уже сегодня обязывает Кабмин предпринять меры по обновлению нормативной базы в соответствии с его положениями, чем дает старт для административной реформы, целью которой является унификация административных процедур по образцу стран Евросоюза, закрепление принципов клиентоориентированности, прозрачности и предсказуемости деятельности органов власти.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем рассмотреть основные положения Закона, являющиеся толчком для дальнейшей реформы, которая должна закончиться до конца 2023 года.

  1. Стабильность и предсказуемость принятия решений

Так, новый Закон содержит положения, обеспечивающие унифицированность и единообразие подходов и принятых органами власти решений в схожих вопросах и правоотношениях:

— при изменении оценки и выводов по одинаковым или подобным делам, орган власти обязан предоставить надлежащее обоснование такого изменения;

— выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех органов власти.

Вышеприведенные правила должны ограничить произвол и субъективный подход при принятии решений органами власти.

  1. Презумпция правомерности действий и требований лица

Новый Закон устанавливает следующие презумпции в пользу бизнеса:

— действия и требования лица правомерны, пока другое не будет доказано при рассмотрении и/или решении дела;

— сомнения в правомерности действий и требований лица, возникающих вследствие неоднозначной (множественной) трактовки нормы права, должны толковаться органом власти в пользу их правомерности.

3. Получение необходимых документов самим органом власти

Закон устанавливает обязанности органа власти самостоятельно собирать документы, необходимые для принятия им решений:

орган власти не может требовать от лица предоставления документов и сведений, находящихся в его владении или во владении другого органа власти, предприятия, учреждения или организации, относящихся к сфере его управления;

— орган власти не может обязывать лицо самостоятельно получать документы, если такая обязанность не определена законом;

— орган власти не должен привлекать лицо к истребованию документов и сведений, получению согласований и выводов, необходимых для разрешения дела.

Вышеприведенные нормы ограничивают органы власти в утверждении ими подзаконных процедур, ставящих решение вопроса в зависимости от деятельности еще одного или нескольких органов власти, от которых следует получить справку, согласование и т.д.

4. Единый общий срок рассмотрения вопроса

Новый Закон устанавливает единый общий срок выполнения всех административных процедур по заявлению лица в течение разумного срока, но не более тридцати календарных дней после поступления заявления (кроме случаев, когда законом определен другой срок решения отдельного вопроса).

Хотим отметить, что действует аналогичный общий тридцатидневный срок рассмотрения заявлений, предусмотренный Законом «Об обращениях граждан», который по аналогии применяется не только для физических, но и для юридических лиц. А с момента вступления в силу нового закона положения Закона «Об обращении граждан» к административным процедурам уже не будут применяться.

5. Непосредственное участие лица в рассмотрении его вопроса

Новый Закон устанавливает единые унифицированные процедуры, позволяющие лицу знать о рассмотрении его вопроса, иметь возможность давать объяснения и т.д.

— лицо имеет право быть заслушанным, предоставив объяснение и/или возражение в ходе принятия органом власти решения, которое может отрицательно повлиять на права, свободы или законный интерес лица;

— приглашение участника рассмотрения дела осуществляется не позднее чем за семь календарных дней до дня соответствующего процедурного действия и т.д.

Таким образом, на уровне закона закрепляются сроки и порядок рассмотрения вопросов, а также правила участия в административных процедурах частных лиц.

6. Самостоятельный выбор органа обращения лицом

Также Закон устанавливает право выбора органа, имеющего необходимую компетенцию, независимо от места жительства и местонахождения заявителя, если иное не предусмотрено законом и кроме вопросов, связанных с недвижимым имуществом, которые рассматриваются по его местонахождению.

7. Процедура оставления заявления без движения

Закон ликвидирует возможность отказа органа власти в рассмотрении заявления по формальным основаниям:

— если заявление подано с нарушением требований, заявителю направляется сообщение об оставлении его без движения с перечнем выявленных недостатков в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, а в случае личного обращения с заявлением — немедленно (по возможности) под расписку;

— в случае устранения заявителем недостатков в установленный органом власти срок, заявление считается поданным в день его первоначального представления;

— не допускается повторное оставление без движения заявления, в котором устранены выявленные недостатки, указанные в сообщении об оставлении заявления без движения;

— в случае если решение поднятых в заявлении вопросов не входит в компетенцию соответствующего органа власти, он безотлагательно посылает ее по принадлежности в другой орган, о чем письменно уведомляется заявитель.

Подытоживая вышеизложенное, Закон содержит прогрессивные нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности органов власти и принятие ими единообразных решений в рамках четко определенной процедуры.

Будем надеяться на скорейшее приведение нормативных актов в сфере административной деятельности в соответствие с требованиями Закона и неукоснительное выполнение его положений всеми должностными лицами на всех уровнях.

1 Новый Закон не распространяется на уголовное, судебное и исполнительное производство, оперативно-розыскную деятельность, совершение нотариальных действий, исполнение наказаний, применение законодательства о национальной безопасности и обороне, гражданстве, предоставлении убежища в Украине, защите экономической конкуренции (кроме дел о предоставлении разрешений и выводов о согласованных действиях, концентрации хозяйствующих субъектов).