Generic selectors
Только точные совпадения
Введите поисковый запрос
Поиск в содержании
Post Type Selectors

Изменения в налоговой и банковской сфере в условиях военного положения

Информируем о том, что 17 марта 2022 вступил в силу Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты о действии норм на период действия военного положения» 1 от 15.03.2022 года № 2120 (далее – Закон).

Закон предусматривает многочисленные изменения в сфере налогообложения и банковской сфере. Остановимся на основных, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания.

  1. Налогообложение

    1. Плата за землю (земельный налог, арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности).

Временно на период с марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом в котором прекращено или отменено военное положение, не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки (земельные доли (паи)), расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, а также земельных участков (земельных долей (паев)), которые определены областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или где имеются фортификационные сооружения. Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины.

Временно за 2022 и 2023 налоговые (отчетные) года не начисляется и не уплачивается общее минимальное налоговое обязательство за земельные участки, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации и/или также за земельные участки, определенные областными военными администрациями, как засоренные взрывоопасными предметами и/или имеющие фортификационные сооружения. Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированные вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров.

При этом, в Законе не предусмотрено освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество, которое отличается от земельного участка, и транспортного налога.

    1. Единый социальный взнос

Временно, с 1 марта 2022 года до прекращения или отмены военного положения в Украине, а также в течение двенадцати месяцев после прекращения или отмены такого военного положения, физическим лицам-предпринимателям, в том числе избравшим упрощенную систему налогообложения, лицам, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе, адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход от этой деятельности), членам фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию по другим основаниям), имеют право не начислять, не вычислять и не уплачивать единый взнос за себя.

При этом Законом не определен источник финансирования соответствующих расходов и обеспечения их оплаты.

Установлено, что в период мобилизации, который определяется Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 года No 69/2022 «О всеобщей мобилизации», работодатели – плательщики единого налога, избравшие упрощенную систему налогообложения – физические лица-предприниматели, принадлежащие ко второй и третьей группам плательщиков единого налога, а также юридические лица, принадлежащие к третьей группе плательщиков единого налога, имеют право по собственному решению не уплачивать единый взнос за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины. В этом списке отсутствуют работодатели юридические лица на общей системе налогообложения.

Суммы единого взноса, начисленные и не уплаченные работодателями, определенными выше, оплачиваются за счет государственного бюджета, кроме периодов, в которых вышеуказанные наемные работники получали доходы в виде денежного обеспечения, с которых был уплачен единый взнос за счет государственного бюджета.

На время действия правового режима военного положения, а также в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

Установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, вычисления и уплаты единого взноса на период действия правового режима военного положения, а также в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения. Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, которые были начаты до 24 февраля 2022 года и не были завершены, останавливаются по последнему календарному дню третьего месяца и со дня прекращения (отмены) военного положения.

    1. НДС, налог на прибыль, акциз, НДФЛ

Операции отчуждения и/или изъятия у юридических и физических лиц для нужд государства в условиях правового режима военного положения на нужды Вооруженных сил Украины и обороны Украины в соответствии с Законом Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения » без возмещения его стоимости не относятся к операциям по реализации горючего.

Определен механизм формирования и подтверждения налогового кредита по НДС на период действия военного положения – временно на период действия правового режима военного положения, налогоплательщики по операциям по приобретению товаров/услуг, по которым в Едином реестре налоговых накладных поставщиками не зарегистрированы налоговые накладные и/или расчеты корректировки к ним, включают в состав налогового кредита отчетного периода суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) в составе стоимости приобретенных товаров, услуг на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов, составленных (полученных) налогоплательщиком по операциям по приобретению товаров /услуг в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

В течение шести месяцев после завершения или отмены действия военного положения плательщики обязаны обеспечить регистрацию в Едином реестре налоговых накладных всех налоговых накладных и расчетов корректировки, регистрация которых отсрочена на время действия военного положения, а налоговый кредит, задекларированный плательщиками во время действия такого военного положения на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов, подлежащих обязательному уточнению (приведению в соответствие) с учетом данных налоговых накладных и расчетов корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;

Не применяется пункт 198.5. ст.198 Налогового кодекса (не начисление налоговых обязательств при использовании приобретенных товаров в не хозяйственных операциях) в случае потери, уничтожения товаров, приобретенных по НДС, во время действия военного положения и/или передачи товаров, приобретенных с НДС в государственную или коммунальную собственность территориальных общин, сел, поселков, городов, в том числе добровольческим формированием территориальных общин, другим лицам для обеспечения обороны Украины во время действия военного положения.

Определено, что не являются поставкой товаров и услуг случаи, когда товары и услуги передаются/предоставляются Вооруженным Силам Украины, другим государственным и правоохранительным органам, военным формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям добровольческим формированием территориальных общин, другим образованиям в соответствии с законами Украины, учреждениям или организациям, которые содержатся из средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны Украины, защиты безопасности населения и интересов государства, кроме случаев, когда такие операции по поставке товаров и услуг облагаются налогом по нулевой ставке НДС.

Уточнены нормы об особенностях учета общей суммы, определенной статьей 181 настоящего Кодекса (лимита) для регистрации плательщиком НДС, заключающейся в не учете объема операций по оказанию благотворительной помощи, безвозмездной поставки товаров/услуг благотворительным организациям, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством, которое было оказано в период действия военного положения.

Приводятся в соответствие с действующими законами Украины положения об освобождении от налогообложения НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины товаров оборонного назначения, определенных таковыми согласно пункту 29 статьи 1 Закона Украины «Об оборонных закупках», лекарствах и т.п.

Дополнение действующих норм касательно учета в составе расходов в полном объеме сумм средств, перечисленных на специальные счета, открытые Национальным банком Украины для сбора средств на поддержку Вооруженных Сил Украины в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины и для гуманитарной помощи украинцам, пострадавшим от русской агрессии.

Предоставляется возможность проводить расчетные операции с применением РРО/ПРРО в режиме офлайн сверх установленных законодательством временных лимитов.

Временно, на период действия правового режима военного положения, операции по снабжению на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную территорию Украины моторного бензина, тяжелых дистиллятов и сжиженного газа, классифицируемых по кодам УКТ ВЭД определенными подпунктом 215.3.4. пункта 215.3 статьи 215 настоящего Кодекса, на которые согласно пункту 40 подраздела 5 настоящего раздела установлена ​​ставка акцизного налога в размере 0,00 евро за 1000 литров, а также нефти или нефтепродуктов сырых, полученных из классифицируемых битуминозных пород (минералов) ВЭД 2709 00 10 00 и 2709 00 90 00, облагаются налогом по ставке НДС в размере 7 процентов и освобождаются от акциза.

Считаются действующими лицензии, по которым до прекращения или отмены военного положения на территории Украины или при наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) не уплачен очередной платеж за лицензию и/или истек срок действия лицензии на право: производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах; производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим.

Обязанности по уплате очередных платежей/действия по продлению лицензии должны быть выполнены предприятием в течение 30 дней, следующих за днем ​​прекращения или отмены военного положения в Украине.

На акцизных складах, которые являются частично разрушенными и находившиеся в районах проведения боевых действий, или временно оккупированных территориях вооруженными формированиями Российской Федерации, учет горючего и спирта этилового будет осуществляться из данных инвентаризации, проведенной после окончания указанных в этом пункте событий.

Предоставлено право на налоговую скидку по НДФЛ в размере 16% вместо 4% на пожертвование неприбыльным организациям.

Также установлено, что по результатам налоговых (отчетных) периодов за 2022 год в составе расходов от производства определенного вида независимой профессиональной деятельности, а также в составе расходов физического лица – предпринимателя от проведения хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, могут учитываться расходы в виде стоимости имущества, в том числе денежные средства, добровольно перечисленные (предоставленные, переданные) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, добровольческим формированием территориальных общин, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, их соединением, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечение обороны государства, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности, и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, и/или денежные средства перечислены на специальные счета, открытые Национальным банком Украины для сбора средств.

Временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины с целью защиты прав плательщиков, сохранения и защиты данных предоставления электронных сервисов и приема электронных документов от налогоплательщиков осуществляются в рабочие дни с 8 до 18 часов.

Временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины для контролирующих органов прекращается течение сроков, установленных для взятия на учет в контролирующих органах юридических лиц и их обособленных подразделений как налогоплательщиков и сборов по основному месту учета или физических лиц – предпринимателей за налоговым адресом и передачи данных о взятии на учет таких налогоплательщиков в контролирующих органах в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

    1. Единый налог

Увеличен лимит пребывания на 3-й группе плательщиков единого налога с 10 млн. грн. до 10 млрд грн. и размер налога установлен на 2% от оборота. Снято ограничение по количеству рабочих. Снято ограничение по видам деятельности, кроме:

— деятельности по организации, проведению азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерское пари, паритотализатора);

— обмена иностранной валюты;

— производства, экспорта, импорта, продажи подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, пери (без добавления спирта) и столовых вин);

— добычи, реализации полезных ископаемых;

— деятельности страховых (перестраховых) брокеров, банков, кредитных союзов, ломбардов, лизинговых компаний, доверительных обществ, их учреждений накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционных фондов и компаний, других финансовых учреждений, которые определяются законом;

— регистраторов ценных бумаг;

— представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;

— физических и юридических лиц – нерезидентов.

Физические лица – предприниматели – плательщики единого налога 1 и 2 группы имеют право не уплачивать единый налог. При этом такими лицами декларация плательщика единого налога – физического лица предпринимателя не заполняется за период, в котором единый налог не уплачивался.

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения плательщиком с новыми особенностями предприятие до последнего числа месяца, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, подает в контролирующий орган по месту налогового адреса заявление.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования (новообразованные), которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление по избранию упрощенной системы налогообложения с учетом особенностей налогообложения, установленных этим пунктом, считаются плательщиками единого налога третьей группы со дня их государственной регистрации.

После прекращения или отмены военного положения на территории Украины плательщики единого налога третьей группы, которые на день прекращения или отмены военного положения на территории Украины использовали особенности налогообложения, установленные этим пунктом, с первого дня месяца, следующего за месяцем прекращения или отмены военного положения на территории Украины теряют право использования особенностей налогообложения, предусмотренных настоящим пунктом, и автоматически считаются такими, которые применяют систему налогообложения, на которой такой налогоплательщик находился до избрания особенностей налогообложения, предусмотренных настоящим пунктом.

Право определять порядок уплаты единого налога получил Кабинет Министров.

    1. Другие дополнительные изменения

Не считается нарушением требований касательно деятельности некоммерческих организаций передача средств на ВСУ и др., а также для учреждений здравоохранения, независимо от вида благотворительной деятельности, указанной в уставных документах.

Возобновляются проверки по декларациям, по которым подано заявление на возврат бюджетного возмещения НДС.

При этом в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения таких проверок к налогоплательщикам применяется ответственность, а требования законодательства по мораторию (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, в таком случае не применяются, в т.ч. и положения Налогового кодекса по форс-мажорным обстоятельствам.

Действие пунктов 200.10 – 200.12 статьи 200 Налогового кодекса касательно бюджетного возмещению НДС остановлено, кроме согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки.

До завершения военного положения не применяются санкции за нарушение закона об РРО, за исключением санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

  1. Сфера банковского законодательства

Устанавливается ответственность за необеспечение возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств;

Национальному банку Украины предоставлено право определять особенности деятельности небанковских финансовых учреждений, регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк, а также осуществление надзора, в том числе валютного, за такими лицами, в случае введения военного положения или особого периода;

Временно остановлено действие таких положений Закона Украины «О банках и банковской деятельности»:

— части 7 статьи 49, которой банкам предоставлено право выдавать бланковые кредиты только при условии соблюдения экономических нормативов – на период действия военного положения;

— пунктов 1, 4 части первой статьи 75, которыми установлена обязанность Национального банка Украины принять решение об отнесении банка к категории проблемных, если банк допустил нарушение минимального значения норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала и/или норматива достаточности основного капитала, минимального значения хотя бы одного из нормативов ликвидности в количестве, установленном законом, – на период действия военного положения и в течение четырех месяцев после его прекращения или отмены;

— пункта 2 части первой статьи 76, которым установлена обязанность Национального банка Украины принять решение об отнесении банка к категории неплатежеспособных при уменьшении норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала и/или норматива достаточности основного капитала на 50 и более процентов от минимального уровня, установленного нормативно-правовыми актами Национального банка Украины — на период действия военного положения и в течение шести месяцев после его прекращения или отмены.

Установлен особый порядок финансового мониторинга (установление источников происхождения) при внесении клиентом физическим лицом средств в наличной форме на его текущий счет в размере 400 тыс. грн. и более, если такой клиент не предоставил по требованию банка соответствующие документы или сведения. Предлагается установить, что банк не принимает меры по установлению источников происхождения таких средств, но на время военного положения клиент сможет их использовать только для перевода на специальные счета, открытые Национальным банком Украины для поддержки Вооруженных Сил Украины и/или гуманитарной помощи украинцам, пострадавшим от действий государства-агрессора Российской Федерации, а также для приобретения облигаций внутреннего государственного займа «Военные облигации». После прекращения или отмены военного положения и прохождения установленных законодательством процедур, клиент сможет использовать эти средства без ограничений.

Приостановлено действие норм Закона «Об ипотеке» в части реализации права ипотекодержателя на приобретение права собственности на предмет ипотеки, реализации права ипотекодержателя на продажу предмета ипотеки, и т.п.

Освобождение потребителей от ответственности перед кредитодателем за просрочку выполнения обязательств по договору о потребительском кредите в период действия в Украине военного положения и в тридцатидневный срок после дня его завершения или отмены.

1 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2120-%D0%86%D0%A5#Text