Generic selectors
Только точные совпадения
Введите поисковый запрос
Поиск в содержании
Post Type Selectors

Помощь по частичной безработице работникам от Центра занятости

Как Вы помните, в наших предыдущих консультациях мы описывали основные формы организации трудовых отношений во время военного положения, каждая из которых имела свои условия и преимущества:

— отпуск без сохранения заработной платы;

— простой;

— неполное рабочее время;

— приостановка трудового договора.

Также в наших консультациях мы упоминали о существовании в ЗУ «О занятости населения» (далее — Закон) института помощи по частичной безработице (далее — помощь), которая заключается в том, что если вследствие остановки (сокращения) производства уменьшается зарплата работника, работодатель через Центр занятости получает средства из Фонда соцстраха, которые затем перечисляется работникам в качестве компенсации частичной потери их заработка.

При этом право на получение пособия имеют только работники, уровень сокращения продолжительности рабочего времени которых составляет 50 и более процентов в месяц.

Этот институт был введен в разгар пандемии и рассчитан на применение в первую очередь в связи с карантинными ограничениями. Однако недавно в вышеупомянутый Закон были внесены изменения1, прямо распространившие действие этого института на ситуации остановки (сокращения) производства продукции (выполнение работ, оказания услуг) по причинам введения военного положения (далее – остановки/сокращения производства).

Далее предлагаем рассмотреть, в отношении каких форм организации трудовых отношений с работниками работодатель может обратиться за получением помощи.

1. При какой форме организации трудовых отношений возможно получение помощи?

Надо отметить, что ни Закон, ни Порядок прямо не устанавливают, при какой форме организации трудовых отношений может выплачиваться помощь. Однако на основании анализа их положений можно сделать следующие выводы, что помощь:

— НЕ будет выплачиваться при:

а) оплате простоя (это прямо указано в Порядке);

б) отпуске без сохранения зарплаты (так как формально она предоставляется по желанию работника, а не по причине остановки/сокращения производства).

будет выплачиваться при:

а) приостановке трудовых отношений;

б) неполном рабочем времени, которое составляет не более 50% его предыдущей нормальной продолжительности.

Таким образом, по работникам, с которыми введены такие формы организации труда, как приостановка трудовых отношений, или установлено неполное рабочее время, составляющее до 50% его предыдущей продолжительности, работодатель потенциально может обращаться за получением помощи в Центр занятости.

2. Каков размер и срок помощи?

Помощь предоставляется сроком до 180 календарных дней.

Что касается размера помощи, то в соответствии с Порядком она устанавливается за каждый час, на который работнику была сокращена продолжительность рабочего времени, из расчета двух третей тарифной ставки (оклада), установленной работнику, и не может превышать размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, т.е. 2 481 грн. в месяц на каждого работника.

3. Какие условия и порядок обращения за помощью?

В новой редакции Закона отмечено, что порядок и критерии предоставления помощи определяются Кабмином. При этом в Украине продолжает действовать соответствующий порядок, утвержденный Постановлением Кабмина от 3 февраля 2021 г. N 74 (далее – Порядок), который содержит противоречивые формулировки и пока не был приведен в соответствие с новыми изменениями в Законе.

При этом необходимо отметить, что Порядок содержит как общие, так и специальные условия, а также различные основания для обращения работодателя за помощью, от которых зависит пакет необходимых для подачи документов и порядок их рассмотрения Центром занятости. Кроме того, Порядком утверждены специальные формы документов, которые должен подать работодатель, а также предусмотрен ряд детальных условий деятельности работодателя, связанных с последствиями предоставления такой помощи.

Сейчас мы не можем предусмотреть, как сложится практика применения новой редакции Закона и старого Порядка: возможно, в ближайшее время будут внесены изменения в существующий Порядок, утвержден новый или обнародованы официальные разъяснения относительно него.

Однако считаем, что уже сегодня у работодателей есть основания для обращения за помощью на основании нормам действующего Порядка и новой редакции Закона.

ВЫВОДЫ

Считаем, что работодатели потенциально имеют основания для обращения в Центр занятости за получением пособия по отношению к работникам, с которыми приостановлены трудовые отношения или которым установлено неполное рабочее время, что составляет не более 50% его предыдущей продолжительности.

Учитывая новизну применения этого института в условиях военного положения, противоречивость законодательства и отсутствие устоявшейся практики, рекомендуем перед обращением за такой помощью провести индивидуальные консультации с представителями Центра занятости.

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о функционировании сфер занятости и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы во время действия военного положения» от 21.04.2022 г. N 2220-IX: https://ips.ligazakon.net /document/view/t222220?an=46&ed=2022_04_21