Generic selectors
Только точные совпадения
Введите поисковый запрос
Поиск в содержании
Post Type Selectors

«Поголовные прививки»: вакцинация коллективов

Мы проанализировали вопросы, связанные с рисками и ответственностью за проведение вакцинации от ковид на предприятии путем привлечения мобильной бригады и хотим сообщить следующее.

  1. «Рубашку снимать?»: порядок проведения вакцинации на предприятии

Прежде всего необходимо отметить, что порядок проведения вакцинации от ковид работодателем детально нормативно не урегулирован. Существует общий старый порядок1, принятый до пандемии, который предусматривает проведение иммунизации согласно календарю вакцинации (то есть обычными вакцинами от кори, краснухи и т.п.) на базе постоянных или временных пунктов вакцинации и требования к ним.

При этом предприятие в любом случае не может соответствовать требованиям, выдвигаемым даже ко временным пунктам вакцинации (наличие наборов медицинских препаратов и средств для неотложной помощи, инструкций по применению вакцин, протоколов предоставления неотложной помощи и т.д.). Поэтому данный порядок организации и проведения вакцинации к нашей ситуации не применим.

«…новейшая вакцина замедленной усвояемости.»

Новый способ вакцинации мобильными бригадами организованных коллективов был предусмотрен в Дорожной карте вакцинации от ковид в 2021-2022 гг., утвержденной МОЗ2, в которой содержится:

  • состав мобильной бригады: 1 врач, 2 медсестры и водитель;
  • возможное количество вакцинаций: 120 в день;
  • требования к месту проведения: наличие 2 помещений – для вакцинации и для наблюдения на протяжении 30 минут после вакцинации.

Также предусматривается наличие «ответственного лица» от коллектива, через которого будет уточняться информация по количеству вакцинируемых (порядок определения и назначения такого лица не указан).

При этом на сайте МОЗ опубликован более обширный список требований для приезда мобильной бригады3, на который, насколько мы смогли убедиться в ходе консультаций с МОЗ, на практике ориентируются координаторы, обеспечивающие приезд бригады. Он содержит такие требования:

А. к помещению для вакцинации:

— заранее подготовленное, гигиенично чистое, хорошо освещенное;

— отделено от любых производственных площадей или открытых пространств с рабочими местами;

— имеет вентиляцию для доставки свежего воздуха (приточная вентиляция, окно и т.п.);

— имеет достаточную площадь для комфортной работы мобильной бригады в составе не менее 3 человек;

— оборудовано кушеткой для пациентов, стульями и столиками для работы мобильной бригады;

— имеет столик, который может вместить одну небольшую сумку-холодильник (термоконтейнер), инъекционные материалы и коробку для безопасной утилизации шприцев;

— имеет доступ к месту для гигиены рук (доступ к рукомойнику), диспенсер со спиртосодержащим антисептиком, и дезинфектант для обработки столика, где разворачивается место подготовки вакцины для прививки;

— имеет доступ к интернету (WiFi);

Б. к помещению для наблюдения после прививки: оно должно вмещать 5-10 человек.

В. к средствам индивидуальной защиты: работники должны быть в масках.

На сайте МОЗ указано, что все вышеперечисленные условия должно обеспечить «руководство» коллектива.

  1. «Скажите, а это не больно?»: ответственность за последствия вакцинации

Вопрос об ответственности за последствия вакцинации от ковид в Украине надлежащим образом не урегулирован.

С одной стороны, какие-либо неблагоприятные последствия вакцинации должны расследоваться в порядке, предусмотренном законодательством о фармконтроле: при обнаружении таких случаев (осложнений или смерти) медработник направляет уведомление в Государственный экспертный центр МОЗ, который организует проведение расследования инцидента и составление протокола, в котором устанавливаются причины.

В таком протоколе могут быть установлены допущенные нарушения и виновные лица, что может в дальнейшем стать основанием для привлечения их ко всем видам ответственности: от гражданской до уголовной.

«…мементо море!»

Также в марте этого года для целей организации поставок части вакцин в рамках инициативы ВОЗ по вакцинации 20% населения страны (далее – COVAX) Украина приняла ряд неоднозначных норм, декларативно нацеленных на освобождение от судебных преследований и ответственности производителей вакцин за счет установления механизма выплат пострадавшим непосредственно от МОЗ.

Однако, такой механизм не работает и МОЗ никакие компенсации не выплачивает, так какдля этого должно быть принято специальное решение Кабмина, которое на сегодняшний день отсутствует, что нам в том числе подтвердили представители МОЗ.

Но при этом в случае, если вакцина была поставлена по программе COVAX (как одного из источников поступления вакцин в страну), а не была, например, закуплена Украиной самостоятельно, то при наступлении необратимых последствий или смерти, пострадавший или его родственники могут напрямую обратиться через сайт COVAX4 с заявлением о получении компенсации без установления конкретной причины или чьей-либо вины – просто по факту введения вакцины, поставленной от COVAX.

«Распишитесь!»

Кроме того, перед вакцинацией лицо подписывает информированное согласие, в котором сообщает о своих хронических заболеваниях, аллергических реакциях, дате предшествующей вакцинации, обязуется немедленно информировать медработников об осложнениях и т.д., что во многих вопросах возлагает риски на самого вакцинируемого.

Как было отмечено выше, в силу слабой нормативной урегулированности процедуры вакцинации на предприятии, с одной стороны, на работодателя не возлагаются какие-либо жесткие обязательства, но с другой стороны, отсутствуют нормы, которые исключали бы его ответственность и связь с процедурой и последствиями вакцинации.

Так, Порядок расследования несчастных случаев на предприятии (далее – Порядок)5 не предусматривает таких исключений, как несчастный случай в процессе или после вакцинации. Поэтому в случае, если состояние здоровья работника резко ухудшится на территории предприятия и/или при выполнении рабочих задач, то есть вероятность трактовки такого случая, как производственного и подлежащего расследованию согласно Порядку.

Таким образом, прямые нормы, возлагающие ответственность на предприятие за организацию вакцинации отсутствуют, однако желательно предпринять все возможные меры для избежания потенциального расследования возможных осложнений от вакцинации как производственного несчастного случая.

3. «Лежите, не двигаясь»:наши рекомендации по вакцинации работников

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие детального регулирования порядка вакцинации на предприятии, с целью минимизации рисков вовлечения должностных лиц предприятия в потенциальные расследования последствий, причиненных вакцинацией, мы рекомендуем провести вакцинацию так, чтобы она прошла:

— вне рабочего процесса;

— с минимальным документальным вовлечением предприятия.

«Дача товарища Саахова?»

Таким образом, для целей минимизации рисков для предприятия мы:

I. настоятельно рекомендуем:

А. организовать приезд бригады внерабочий день для соответствующего списка работников.В идеале, работник должен:

— по собственной инициативеприбыть на предприятие (то есть в отсутствии какого-либо официального распоряжения руководства или его непосредственного руководителя);

— прибыть специальновнерабочий для него день (то есть не во время, не сразу после, не перед сменой/рабочим днем) и

— через 30 минут после вакцинации отправиться домой (а не остаться на территории предприятия).

«А когда они уснут? Через полчаса.»

Учитывая то, что по имеющейся у нас информации, последствия вакцинации чаще всего длятся ближайшие 36-48 часов после укола (повышение температуры, плохое самочувствие и т.д.), желательно, чтоб работнику не нужно было выходить на работу в ближайшие 2 суток после вакцинации или чтобы он работал в эти дни дистанционно.

Б. не издавать официальных приказов по предприятию по вопросу вакцинации (о вызове бригады, о вакцинации коллектива, о назначении ответственного и т.п.), если таковые не будут прямо запрашиваться по факту для приезда бригады (если будут запрашиваться, предлагаем рассмотреть предоставление документов не от предприятия, а от профсоюза, см. ниже).

IІ.предлагаем рассмотреть возможность максимально вывести предприятие из «организаторов» и «ответственных лиц», а для этого:

— организовать приезд бригады не от лица предприятия, а, например, от лица профсоюза (если таковой есть на предприятии);

— осуществлять коммуникацию с контакт-центром МОЗ/ координатором/ бригадой от лица главы профсоюза или лица, назначенного ответственным профсоюзом (в порядке принятия решений профсоюзом, установленным его Уставом).

1 Приказ МОЗ от 16.09.2011 г. N 595: https://ips.ligazakon.net/document/view/re19898?an=136.

2 Приказ МОЗ от 24.12.2020 г. N 3018: https://ips.ligazakon.net/document/MOZ32580.

3 https://moz.gov.ua/article/news/rozpochalasja—vakcinacija—proti—covid-19-organizovanih—kolektiviv.

4 https://covaxclaims.com/.

5 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/337-2019-%D0%BF#Text