Нюансы предоставления отпуска без сохранения заработной платы
На сегодняшний день одним из наиболее популярных и целесообразных с точки зрения интересов работодателя способов урегулирования трудовых отношений является предоставление отпуска без сохранения заработной платы (далее – отпуск) по заявлению работника.
Что касается срока предоставления такого отпуска, то по общему правилу ч. 1 ст. 26 ЗУ «Об отпусках» неоплачиваемый отпуск «по семейным обстоятельствам» может предоставляться только до 15 календарных дней в году.
Но, как известно, Законом «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – новый Закон о труде) указанное выше ограничение срока отпуска на период действия военного положения было отменено. Это означает, что отпуск продолжительностью более 15 дней может предоставляться только в пределах военного положения, срок которого каждый раз продлевается Указами Президента.
Поэтому необходимо внимательно следить за датами предоставления отпуска «на период военного положения»: новый Закон о труде, снимающий ограничения в 15 дней, был принят 15.03.2022, но вступил в силу только 24.03.2022. То есть заявление и приказ об отпуске со ссылкой на превышение стандартного срока в связи с военным положением могут быть датированы исключительно с 24.03.2022 г.
Так как предоставление такого отпуска по законодательству целиком и полностью зависит от инициативы работника, с целью исключения каких-либо спорных ситуаций, а также ошибок в учете, рекомендуем следить за тем, чтобы в заявлении на отпуск работник четко указывал его срок, желательно в формате с… по”. Такой же срок будет дублироваться и в приказе о предоставлении соответствующего отпуска.
Это означает, что желательно, чтобы срок предоставления отпуска со ссылкой на военное положение вмещался в период действия военного положения, актуального на дату подачи заявления на отпуск. Поэтому, если есть стабильная связь с работником, наиболее безопасным с точки зрения фиксации инициативы работника на такой отпуск является получение его соответствующих заявлений и издание приказов на новый срок каждый раз, когда срок военного положения продлевается.
Например, на момент вступления в силу нового Закона о труде, военное положение было продлено до 25.04.2022 (5:30). То есть наиболее корректной формулировкой заявления и приказа на отпуск является, например: с 24.03.2022 по 24.04.2022. Ведь чисто формально отпуск свыше стандартной продолжительности не мог быть предоставлен за пределами срока военного положения.
Так как военное положение было продлено 22.04.2022 Законом об утверждении Указа Президента сроком до 25.05.2022 (5:30), желательно не ранее 22.04.2022 получить заявление работника о предоставлении очередного отпуска, дата окончания которого будет до 25.05.2022.
Учитывая вышеперечисленные принципы, необходимо проверить основания и сроки предоставления отпусков до вступления в силу нового Закона о труде, то есть до 24.03.2022. В тот период отпуск мог предоставляться либо «по семейным обстоятельствам», то есть на 15 дней, либо «на период карантина», ведь это основание (аналогично периоду военного положения) согласно ч. 2 ст. 26 Закона «Об отпусках» также позволяло превышать стандартный срок.
Здесь следует учитывать, что по состоянию с начала военного положения в Украине и до 09.03.2022 года, Постановление Кабмина №1236, в котором постоянно продлевается срок карантина, предусматривало введение в Украине карантина сроком до 31.03.2022 года. Это означает, что если в период до 09.03.2022 года было составлено заявление на отпуск со ссылкой на карантин, то оно могло предусматривать срок только до 31.03.2022 года.
И только 09.03.2022 вступили в силу изменения в Постановление № 1236, которые установили карантин в Украине до 31.05.2022 года. Поэтому заявления со ссылкой на карантин после 31.03.2022 могут быть датированы только с 09.03.2022 года.
Подытоживая вышеизложенное, рекомендуем тщательно следить за основаниями предоставления отпусков без сохранения заработной платы сроком, превышающим 15 календарных дней, и по возможности каждый раз получать новое заявление от работника и выдавать новый приказ на отпуск в случае продолжения действия оснований их предоставления (военного положения или карантина).