Generic selectors
Только точные совпадения
Введите поисковый запрос
Поиск в содержании
Post Type Selectors

Контроль бенефициарных собственников

28 апреля вступил в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» № 361-IX от 06.12.2019 года, далее – «Закон». Данный Закон среди прочего вносит ряд изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», в частности относительно порядка ведения и подтверждения информации о бенефициарных собственниках компаний, на что хотим обратить Ваше внимание далее.

  1. На кого распространяются требования подтвердить информацию о бенефициарах и в какие сроки

Закон установил обязанность для всех юридических лиц1 сообщать актуальную информацию о своих бенефициарных собственниках. Закон впервые определил необходимость идентификации бенефициаров для общественных организаций и объединений (ст. 23 Закона «Об общественных организациях»).

Информация о бенефициарах должна быть указана для всех юридических лиц, в том числе для тех, участниками которых являются исключительно физические лица, и они же являются бенефициарами, раннее этого не требовалось

Информация о бенефициарах вносится в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц предпринимателей и общественных формирований, далее – «Реестр».

Сразу отметим, что в этой части обязанность юридических лиц зарегистрировать изменения информации о бенефициарах в соответствии с Законом должна быть исполнена в течение 3 месяцев с момента принятия Кабмином специальных форм, которые должны быть разработаны до 28 июля 2020 г. Кабмин обещает принять их в ближайшее время.

  1. Понятие «бенефициар»

Закон определяет понятие «конечный бенефициарный собственник» — далее «бенефициар» — следующим образом: любое физическое лицо, осуществляющее решающее влияние (контроль) на деятельность юридического лица (в том числе через цепь контроля / владения).

Бенефициар может определяться через признак прямого или косвенного владения, информация о чем вносится в Реестр.

Признаком прямого влияния на деятельность является непосредственное владение физическим лицом долей в размере не менее 25% уставного капитала или прав голоса в юридическом лице.

Признаками косвенного влияния на деятельность могут быть следующие:

  • владения долей в размере не менее 25% уставного капитала или прав голоса в юридическом лице через связанных физических или юридических лиц;
  • осуществления решающего влияния через контроль, владение, пользование или распоряжение активами (полностью или частично);
  • право на получение доходов от деятельности юридического лица;
  • право решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, которые дают возможность определять основные условия хозяйственной деятельности юридического лица, принимать обязательные к исполнению решения, имеющие решающее влияние на деятельность юридического лица, независимо от формального владения.

Юридическое лицо может иметь одного или нескольких бенефициаров, их количество не ограничено.

При этом определено, что бенефициаром НЕ может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице, которое является коммерческим агентом, номинальным держателем или посредником относительно такого права.

  1. Порядок подтверждения (актуализации) данных о бенефициарах

Информация о бенефициарах должна включать:

  1. ФИО, дату рождения;
  2. страну гражданства, серию и номер паспорта;
  3. место проживания;
  4. регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);
  5. полное наименование и идентификационный код (для резидента) учредителя юридического лица, в котором это лицо является бенефициаром;
  6. характер и степень (уровень, степень, доля) бенефициарного владения (выгоды, интереса, воздействия) – ранее не требовалось.

Указанная информация во всех случаях регистрации изменений бенефициара или данных о нем должна сопровождаться следующим пакетом документов:

  1. заявление и структура собственности (по форме, установленной Кабмином);
  2. выпиской из торгового реестра или иным документом, подтверждающим регистрацию юридического лица — нерезидента в стране его местонахождения (в случае, если учредителем юридического лица является юридическое лицо – нерезидент);
  • Такая выписка должна содержать актуальную информацию, при этом срок ее действия не ограничен, как указано в Письме Минюста Украины от 23.04.2020 №3887/8.4.4/32-20 «О представлении сведений о конечных бенефициарных владельцах»2, далее — «Письмо».
  1. нотариальной копией документа, удостоверяющего личность бенефициара:
    1. нотариальная копия ID-документа означает, что такая копия оформляется с самого документа с заверением апостилем/легализацией. Если документ составлен на иностранном языке, то заверенная копия документа должна быть переведена на украинский язык и заверена нотариально.

Подавать необходимо исключительно страницы, на которых указаны реквизиты документа, фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому он выдан (как указано в Письме).

  1. не требуется нотариальная копия ID-документа, если он оформлен с применением средств Единого государственного демографического реестра – для резидентов и граждан Украины.

Регистрация информации о бенефициарах (с подачей указанного пакета документов) в обязательном порядке осуществляется в следующих случаях:

  1. в течение 3 месяцев с момента утверждения форм Кабмином (предположительно с августа по октябрь);
  2. ежегодно, начиная со следующего года после даты регистрации юридического лица, в течение 14 календарных дней с даты такой регистрации.

То есть, если компания зарегистрирована 01 мая 2019 г., то «ежегодный» пакт документов необходимо будет подать с 01 по 14 мая 2021 г., как указано в Письме;

  1. в случае изменения информации о бенефициарах в течение 30 рабочих дней с даты изменения;
  2. в случае выявления неполноты или неточности в сведениях о бенефициарах в Реестре в течение 3 рабочих дней с момента выявления.

В остальных случаях регистрации изменений о компании (КВЭДов, Устава, адреса и т.д.), пакет документов подается исключительно в случае изменения информации о бенефициарах, как разъясняет Минюст3.

  1. Ответственность за несообщение информации о бенефициарах

Нарушение требований о регистрации информации о бенефициарах, в том числе несвоевременная или неполная регистрация такой информации, влечет привлечение должностных лиц предприятий и организаций к административной ответственности в виде штрафа:от 17 000 грн. до 51 000 грн. (ст.166.11 КоАП).

Протоколы об указанном правонарушении будут составлять уполномоченные на то должностные лица Министерства юстиции Украины.

В случае выявления субъектами первичного финансового мониторинга (банки, страховые компании, нотариусы, бухгалтера и т.д.) несоответствия информации о бенефициарах в Реестре с фактическими данными, они обязаны отказать в обслуживании и сообщить об этом в Минюст4.

Регистратор при выявлении несвоевременной подачи юридическим лицом информации о своих бенефициарах будет уведомлять об этом Минюст. Порядок такого уведомления пока разрабатывается, как сообщает Минюст в своем Письме.

В указанных случаях уведомление Минюста о нарушении порядка регистрации информации о бенефициарах будет основанием для наложения штрафа на должностное лицо компании.

ВЫВОДЫ

Учитывая вышеизложенное, следует обратить внимание, что все юридические лица, включая общественные организации и объединения, обязаны поддерживать актуальность информации и о своих бенефициарах:

  • если учредители юридического лица – иностранные компании и/или бенефициары нерезиденты, то у компании всегда должны хранится актуальные выписки о регистрации иностранной компании и нотариальные (в т.ч. апостилированные / легализованные) копии паспортов бенефициаров — иностранцев;
  • в 2020 году все юридические лица должны будут подать пакет документов по бенефициарам государственному регистратору в течение 3 месяцев с момента утверждения Кабмином форм, то есть пока что идти к регистраторам еще рано.
  • все юридические лица ежегодно обязаны подавать пакет документов по бенефициарам в течение 14 календарных дней с даты их регистрации. Это будет необходимо осуществить уже 2021 году;
  • пакет документов по бенефициарам подается государственному регистратору при осуществлении других регистрационных действий только в случае, если такие действия связаны со сменой бенефициаров.

1 Обязанность указывать бенефициарных собственников не распространяется на: политические партии, профсоюзы, творческие объединения, организации работодателей, адвокатские объединения, торгово-промышленные палаты, ОСМД, религиозные организации, государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия.

2 https://minjust.gov.ua/files/general/2020/04/24/20200424115843-80.pdf

3 https://minjust.gov.ua/news/ministry/sprostovuemo-mifi-schodo-derjavnoi-reestratsii-biznesu-pislya-28-kvitnya-2020

4 А также иным уполномоченным органам государственного финмониторинга.