Generic selectors
Только точные совпадения
Введите поисковый запрос
Поиск в содержании
Post Type Selectors

Компенсация ущерба жилью, причиненного РФ

Ввиду высокой актуальности вопроса и получения нами первых обращений граждан, жилье которых было разрушено действиями РФ, хотим ознакомить Вас с нашими выводами.

Прежде всего необходимо отметить, что можно рассматривать два основных направления компенсации причиненного ущерба:

1. национальный – обращение за компенсацией в государственные органы Украины;

2. международный – обращение в Европейский суд по правам человека (далее — «ЕСПЧ») с исковыми требованиями непосредственно против РФ.

Ниже рассмотрим механизм и перспективы каждого из указанных направлений.

1. Национальный механизм компенсации ущерба1

В первую очередь следует отметить, что по состоянию на сегодняшний день национальный механизм компенсации ущерба, причиненного гражданам вследствие повреждения / уничтожения их жилья в результате боевых действий, отсутствует. Однако есть инициатива государственной власти по внедрению такого механизма.

Так, в первом чтении в Парламенте уже был принят законопроект № 7198 «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации» (далее – Законопроект).

Законопроект (в случае его дальнейшего одобрения и вступления в силу) будет предусматривать выплату компенсации или финансирования строительства / возобновления жилья. Для этого необходимо будет обратиться и предоставить подтверждающие документы специально созданным Комиссиям при местных исполкомах по местонахождению соответствующего жилья. При этом компенсация и финансирование будут производиться на условиях уступки гражданином в пользу Украины права соответствующего требования к РФ.

В Законопроекте отмечено, что сам порядок предоставления компенсации и другие процедурные вопросы должны быть установлены Кабинетом Министров Украины.

При этом уже сегодня в Украине действует механизм заявления о поврежденном жилье через портал Дия, введенный Постановлением Кабмина от 26.03.2022 г. № 380.

Подача такого заявления еще не гарантирует получение компенсации, но в любом случае может быть использована как одно из доказательств убытков по вышеупомянутому Законопроекту, или в случае принятия в дальнейшем любого другого механизма компенсации.

Учитывая это, мы в любом случае рекомендуем подавать заявления в приложении Дия физическим лицам – владельцам поврежденного (разрушенного) жилья.

Таким образом, Украина сегодня делает первые шаги на пути внедрения национального механизма компенсации ущерба, причиненного жилью граждан в результате боевых действий, и уже принимает информационные заявления о поврежденном жилье через портал Дия, которым целесообразно пользоваться всем пострадавшим.

2. Международный механизм компенсации через ЕСПЧ2

2.1. Подача заявления

Необходимо иметь в виду, что для подачи заявления в ЕСПЧ следует детально обосновать несколько ключевых вопросов, которые мы рассмотрим ниже.

2.1.1. Определение ответчика

Как известно, базовый принцип Европейской конвенции по правам человека (далее Конвенция), на основании которой осуществляет свое правосудие ЕСПЧ: иск подается в страну, которая осуществляет юрисдикцию на соответствующей территории.

То есть, по общему правилу, если права были нарушены на территории Украины, то иск должен быть подан в Украину. Но с другой стороны, в ситуации военной агрессии РФ на территории Украины очевидно отсутствие вины Украины в причинении ущерба.

Поэтому в практике ЕСПЧ есть определенные исключения относительно ситуаций вооруженных конфликтов, но в этом она не однозначна: есть случаи, когда виновной признавали страну агрессора, но есть и противоположная практика.

Так, например, в 2015 году Украина на уровне Верховной Рады сделала заявление об отступлении от Конвенции и невозможности осуществлять полную юрисдикцию в зоне АТО, о чем уведомила многочисленные международные организации. С того момента этот отказ упростил заявителям обоснование определения РФ как ответчика, фактически осуществляющего юрисдикцию в зоне АТО.

В ситуации сегодняшней войны, на данный момент Украина пока не приняла официальных актов по определению захваченных с 24 февраля территорий хотя бы временно оккупированными, не сделала официальных заявлений об отказе от юрисдикции в отношении каких-либо территорий и т.д. И хотя, насколько нам известно, с начала войны от украинских граждан уже были направлены в ЕСПЧ иски против РФ, пока у нас нет информации о принятии таких исков к рассмотрению.

Итак, на сегодняшний день при подаче иска в ЕСПЧ существует определенный риск отказа, связанный со сложностями определения РФ как ответчика, который осуществлял эффективный контроль над соответствующей территорией, где произошло событие.

Следует также учитывать, что в связи с исключением РФ из состава Совета Европы, 22 марта 2022 года ЕСПЧ приняла резолюцию, согласно которой Россия перестает быть участницей Европейской конвенции по правам человека с 16 сентября 2022 года. Это значит, что ЕСПЧ сможет принимать и рассматривать заявления против РФ исключительно по поводу нарушений, которые имели место до 16 сентября 2022 года.

2.1.2. Прохождение национальных инстанций

Также по общему правилу, обращению с иском в ЕСПЧ должно предшествовать прохождение всех судебных инстанций на национальном уровне в стране ответчика. Но в случаях исков к государству-агрессору, ЕСПЧ на практике часто делает исключения и принимает иски без прохождения национальных судов в условиях детального обоснования невозможности и неэффективности обращения в суд в стране-агрессоре.

2.1.3. Доказательство вреда и обстоятельств его причинения

Для обращения в ЕСПЧ гражданину необходимо будет самостоятельно собрать доказательства всех обстоятельств: право собственности на жилье, документ государственного органа о разрушении или повреждении жилья, доказательства повреждения жилья именно из-за боевых действий, доказательства наличия военных РФ в этот день на соответствующей территории (если такие обстоятельства имели место) и т.д.

2.1.4. Срок подачи иска в ЕСПЧ

Следует обратить внимание, что по общему правилу срок обращения в ЕСПЧ составляет 4 месяца с даты вынесения окончательного судебного решения на национальном уровне. Но так как в случае причинения вреда страной-агрессором не будет решений национально суда (см. выше) – четырехмесячный срок надо отчислять с даты причинения вреда имуществу.

В случае принятия гражданином решения о подаче иска в ЕСПЧ крайне важно соблюдение и выполнение всех вышеперечисленных формальных и процессуальных требований в процессе составления и подачи такого иска, поскольку в противном случае будет высок риск непринятия заявления к рассмотрению по формальным основаниям (учитывая тот факт, что количество исковых заявлений, регулярно поступающих в ЕСПЧ, значительно превышает норму допустимой загрузки этого суда, в связи с чем очень большое количество исков не принимается к рассмотрению чисто из-за формальных недостатков).

2.2. Рассмотрение дела и исполнение решения

Если все требования по подготовке и подаче иска будут соблюдены и иск будет принят к рассмотрению ЕСПЧ, нужно учитывать, что рассмотрение дела в ЕСПЧ занимает очень много времени: средний срок рассмотрения дел сегодня составляет 5 лет, а максимальный может быть более 10-ти лет.

В случае получения положительного решения необходимо помнить, что оно не выполняется автоматически, а его должен выполнить ответчик — РФ, которая уже сегодня является одним из лидеров по невыполнению решений ЕСПЧ и, насколько мы видим из открытых источников, имеет закон, разрешающий признавать такие решения неконституционными и не выполнять. При этом ЕСПЧ сегодня не обладает механизмом принуждения государств к исполнению своих решений.

Таким образом, если рассматривать путь обращения в ЕСПЧ:

— с одной стороны, необходимо успеть собрать все необходимые доказательства и составить иск (с тщательным обоснованием всех материальных и процессуальных аспектов) не позднее, чем в течение 4-х месяцев с даты разрушения (повреждения) жилья;

— с другой стороны, в случае принятия искового заявления к рассмотрению ЕСПЧ, нужно быть готовым к достаточно длительному рассмотрению дела (ориентировочно не менее пяти лет), а также к отсутствию гарантий практического исполнения решения суда (т.е. фактического возмещения ущерба) со стороны РФ.

Исходя из вышеприведенных факторов, каждому гражданину нужно принимать самостоятельное решение о целесообразности или нецелесообразности подачи иска в ЕСПЧ.

При этом независимо от того, будет ли гражданин подавать иск в ЕСПЧ или нет, мы в любом случае рекомендуем регистрировать заявление в приложении Дия с целью фиксации факта повреждения жилья в результате боевых действий.

1 Может быть потенциально доступен исключительно для физических лиц в части возмещения ущерба, причиненного их жилью

2 Может быть потенциально доступен как для физических лиц, так и для юридических лиц (в части возмещения ущерба, причиненного любому имуществу, а также неимущественного (морального) ущерба)