Ваш надёжный лоцман в бушующем море законодательства

Проверки по труду

30 августа 2019 г. вступил в силу Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный Постановлением Кабмина №823 от 21.08.2019 г. (далее «новый Порядок» или «Порядок №823»).

Напомним, что новый порядок был принят в связи с тем, что 14 мая 2019 г. Апелляционный суд (дело №826/8917/17) признал недействительным Порядок проведения проверок соблюдения законодательства о труде, утвержденного Постановлением Кабмина от 29.04.2017 г. № 295, в связи с нарушением процедуры принятия данного Порядка и противоречия законам Украины, в том числе профильному Закону «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Однако, уже спустя неделю с момента вступления в силу Нового Порядка № 823 вновь возникит вопрос о его легитимности. 12 сентября 2019 г. Государственная регуляторная служба Украины обратилась к правительству с просьбой отменить Порядок № 823 на основании того, что новый порядок, как и предыдущий был принят с нарушением законодательства Украины.1

Обращаем внимание, что Новый Порядок, как и предшествующий, содержит положения о том, что инспекторы по труду могут быть не допущены к инспектированию, если на официальном сайте Гоструда не обнародованы решения Минсоцполитики об утверждении формы акта инспекционного посещения. На сегодняшний день на официальном сайте Гоструда опубликована исключительно форма инспекционного посещения, утвержденная приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 г. во исполнение уже недействующего Порядка №2952. Новая форма акта на сегодняшний день утверждена.

В связи с возможным возобновлением инспекционных посещений по труду и существующей неопределённости о его легитимности и продолжительности действия, считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующее.

Основные положения Нового Порядка № 823

Новый порядок в целом носит аналогичный характер Порядку № 293, о котором мы подробно рассказывали Вам в предыдущих консультациях (ЮК от 26.06.2017 Исх. № 13068/ЕК/КМ, ЮК от 31.05.2019 г. Исх. № 13451/ИН).

Контроль по труду может осуществляться в таких формах как:

— инспекционное посещение;

— невыездная проверка.

Инспекционные посещения могут осуществлять:

— инспекторы Гоструда;

— инспекторы исполнительных органов местных советов (отн. вопросов оплаты труда и оформления трудовых отношений).

Инспектор перед началом посещения обязан предоставить:

— служебное удостоверение;

— направления на проведение инспекционного посещения;

— расписаться в журнале проверок компании.

Как и раньше, отсутствие направления или отказ от подписания журнала не является основанием для недопуска инспектора! Отсутствие направления может стать поводом для оспаривания результатов инспекционного посещения.

Основаниями для проведения инспекционного посещения включают следующие

(пункт 5 Порядка № 823):

— обращение лица о нарушении в отношении него законодательства о труде;

— информация из СМИ по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений;

— несоответствие количества работников объемам производства (выполненных работ, услуг) средним показателям по виду экономической деятельности;

— осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования (т.е. предоставление услуг физическим лицом без регистрации как ФЛП);

— начисление зарплаты 30% работников и более меньше минимальной;

— отсутствие поданного уведомления в налоговую о принятии на работу;

— увеличение на 20% количества работников с неполным рабочим временем в течение 1 месяца;

— выполнение физическими лицами работ по ГПД у одного работодателя более 1 года;

— работа 30% физических лиц и более на условиях ГПД (т.е. если у компании со штатом 7 работников — 3 контрагента-исполнителя физических лица без статуса ФЛП);

— сокращение в течение месяца на 10% и более количества работников при штате 20 и более работников (т.е. при штате 20 работников увольнение в порядке сокращения 2 работников в течении 1 месяца).

Инспектор имеет право не уведомлять компанию о предстоящем посещении.

Порядок №823 внес существенные изменения в части определения продолжительности инспектирования. Теперь независимо от размера предприятия, в том числе и для малых, продолжительность посещения не может превышать 10 рабочих дней, которые начинают исчисляться с момента предоставления компанией документов и пояснений, которые запрашиваются инспектором.

Количество и суммарная продолжительность проверок по труду за год не ограничены!

Инспектор труда наделен широким спектром прав:

— в любое время суток посещать помещения предприятия;

— знакомится с любыми документами, делать их копии;

— конфиденциально общаться с работниками;

— привлекать правоохранительные органы;

— иметь рабочее место на предприятии;

— осуществлять фото-, видео- съемку;

— получать информацию от государственных органов.

При этом инспекторам запрещено:

— разглашать производственную и коммерческую тайну;

— изымать оригиналы документов.

Требования инспектора предоставить информацию, документы, пояснения обязательны для выполнения.

По результатам инспекционного посещения, в последний день посещения составляется Акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде – предписание.

Акт и предписание могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

Штраф за использование труда неоформленных работников (125 190 грн) накалывается на компанию одновременно с вынесением предписания. Остальные штрафы за нарушение законодательства о труде накладываются в случае невыполнения компанией предписания.

Также в случае не допуска к инспектированию на предприятие накладывается штраф в размере от 12 519 грн до 417 300 грн.

ВЫВОДЫ к вышеизложенному:

Общей тенденцией на сегодняшний день стало выведение незадекларированного труда из тени и вопрос остается исключительно в форме проведения проверок по труду. Мы б рекомендовали провести полный аудит порядка оформления занятости и трудовых отношений на предприятии в целях его в соответствие с законодательством Украины.