Ваш надёжный лоцман в бушующем море законодательства

Земельная реформа подписана

Как известно, Верховная Рада Украины 13 ноября 2019 приняла в первом чтении Законопроект №2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». Данный Законопроект, в частности, предусматривал отмену запрета на продажу земли с 1 октября 2020.

31 марта 2020 года Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом указанный Законопроект, но с учетом множества правок (было предложено 4000 правок), внесенных в первоначальный документ. Однако, отдельные депутаты, выступавшие против Законопроекта, использовали тактические хитрости для приостановления вступления его в силу и, этой целью, депутатами подано пять проектов постановлений об отмене результатов голосования.

Процессуально, в случае регистрации постановления об отмене решения Верховной Рады об утверждении Законопроекта, его подписание спикером ВРУ становится невозможным до рассмотрения ВРУ всех зарегистрированных постановлений. Однако, указанные действия смогут только временно приостановить вступление в силу Закона, но не отменить его, поскольку на очередном заседании ВРУ все эти проекты постановлений поставят на голосование и отменят, что даст право спикеру и Президенту подписать Закон.

При этом, партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» решила не искусственно тормозить вступление в силу Закона, а заявила о том, что после того, как закон будет подписан Президентом и опубликован, обратится в Конституционный суд Украины с требованием признать Закон неконституционным. 

Официальный текст документа не подписан Президентом Украины и не опубликован, поэтому в данной консультации мы кратко остановимся на основных моментах земельной реформы, используя текст Законопроекта, подготовленного ко второму чтению. Предоставим более подробную консультацию после опубликования официального текста.

Срок открытия рынка земли перенесен с 1 октября 2020 года на 1 июля 2021 года. При этом, Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования Закона поручено:

разработать и утвердить порядок осуществления финансовой поддержки граждан и юридических лиц (в том числе фермерских хозяйств) для приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения;

разработать и подать Верховной Раде Украины проект Закона Украины о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно создания в составе специальных фондов государственного и местных бюджетов Фонда развития сельских территорий, средства из которого направляются на расходы развития: инфраструктуры, энергосбережения, образования и медицины в сельской местности и реализацию государственных программ развития малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и приведение соответствующими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Право собственности на земельные участки с/х назначения могут приобретать:

а) до 1 января 2024 года только физические лица-граждане Украины и концентрация участков с/х назначения в собственности одного гражданина не может превышать 100 га (право на приобретение земли после 1 января 2024 года также остается);

б) с 1 января 2024 года юридические лица Украины, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками (акционерами, членами), которых являются только граждане Украины и/или государство, и/или территориальные общины и концентрация участков с/х назначения в собственности одного лица не может превышать 10 000 га;

в) территориальные общины;

г) государство.

Иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам запрещено приобретать доли в уставном капитале, акции, паи, членство в юридических лицах (кроме как в уставном капитале банков), которые являются владельцами земель с/х назначения. Данное условие теряет силу после проведения референдума в случае принятия решения о снятии запрета на продажу земли вышеуказанным категориям.

Приобретение права собственности на земельные участки с/х назначения юридическими лицами, созданными и зарегистрированными по законодательству Украины, участниками (учредителями) или конечными бенефициарными собственниками (контроллерами), которых являются лица не граждане Украины, может осуществляться при условии одобрения этого на референдуме.

При любых условиях, в том числе в случае одобрения на референдуме решения, запрещено приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:

— юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины, — на земельные участки с/х назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки с/х назначения, выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), и которые расположены ближе 50 километров к государственной границе Украины (кроме государственной границы Украины, которая проходит по морю);

— юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами, которых являются граждане государства, признанного Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;

— лицами, принадлежащим или принадлежавшим ранее к террористическим организациям;

— юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами, которых являются иностранные государства;

— юридическими лицами, в которых невозможно установить бенефициарного собственника (контролера);

— юридическими лицами, бенефициарные владельцы (контролеры), которых зарегистрированы в оффшорных зонах, отнесенных в перечень оффшорных зон согласно Перечня Кабинета Министров Украины;

— физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде запрета на заключение сделок по приобретению в собственность земельных участков, а также связанными с ними лицами;

— юридическими лицами, созданными по законодательству Украины, находящихся под контролем физических и юридических лиц, зарегистрированных в государствах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

В новой редакции Законопроекта продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности запрещается.

До 1 января 2030 года цена продажи земельных участков не может быть ниже их нормативной оценки. Расчеты за приобретение земли должны быть исключительно в безналичной форме, а покупатель должен предоставить документы, которые подтверждают источник происхождения средств.

Банкам не предоставлено право покупать землю, а только брать в залог. При этом, такая земля должна быть продана на протяжении двух лет.

Часть средств от продажи земель государственной и коммунальной собственности пойдет на создание Фонда развития сельских территорий.

Закон вступает в силу с 1 июля 2021, кроме пункта 2 настоящего раздела, который вступает в силу со дня опубликования Закона (пункт 2 касается обязанностей КМУ по подготовке нормативной базы).